Я убеждена, что расстройство аутистического спектра - это не заболевание, а особенность развития. Способ адаптации к этой реальности тех, чья аффективная сфера функционирует не так, как у большинства. И если ребенок (или взрослый) с аутизмом странно себя ведет, это не значит, что ему нет места в этом мире. Если не говорит, это не значит, что его нельзя понять.
За 17 лет практики я изучила множество реабилитационных технологий, но в итоге пришла к собственным методикам: “Развитие произвольной деятельности” и “Альтернативная коммуникация при помощи компьютера”. Первая дает детям и подросткам с РАС осознание, что они способны делать выбор и влиять на свою жизнь. Вторая учит их общаться с родителями, сверстниками, учителями. Именно общаться, а не вставлять в нужных местах заученные фразы.
На собственном опыте я знаю, что наладить полноценную коммуникацию на компьютере можно даже с теми детьми с РАС, в чьей интеллектуальной сохранности сомневались специалисты. Моя методика, нацеленная на отказ от поддержки фасилитатора, в каждом конкретном случае подтверждает, что ребенок печатает сам, без чьей-либо помощи. Сейчас я веду курсы по альтернативной коммуникации, чтобы больше семей получило возможность общения со своим ребенком.
Еще один проверенный годами рецепт успеха - вовлеченность близких человека с аутизмом в процесс его реабилитации. Чем больше семья принимает участие в занятиях, учится правильно общаться и взаимодействовать, тем лучше темпы положительной динамики. Я верю, что вместе у нас все получится!