Как вести себя с ребенком-аутистом в период мобилизации
Сейчас всем нам очень непросто. Мобилизация или вынужденная эмиграция забирает из многих семей отцов, братьев и других близких. Что делать маме ребенка-аутиста в этой ситуации? Попробую ответить на самые актуальные вопросы.
Что говорить, если папа уехал?
Обязательно надо предупредить ребенка об этом, не пытаться сделать вид, что “папа вышел в магазин и скоро вернется”. Дети гораздо острее реагируют на такую ситуацию, когда не понимают, что именно происходит. Родители часто решают серьезные проблемы между собой, а с ними поговорить не считают нужным. Особенно если дети - невербальные. Не забывайте, что они все слышат и видят, чаще всего при аутизме интеллект полностью сохранен. Просто ваш ребенок не всегда может понять, что произошло, по долетевшим до него обрывкам фраз.
Сообщите, что папа ушел не навсегда, он вернется. Потому что ребенок может воспринимать этот уход как утрату близкого. Куда и зачем он ушел - объясняйте честно, но с поправкой на возраст. И обязательно повторяйте: “Папа тебя любит”. Взрослым часто не приходит в голову лишний раз сказать об этом, им это кажется очевидным, но для ребенка все не так. Он может подумать, что папа ушел из-за него, поэтому обязательно поддерживайте уверенность, что причина - не в нем.
Что делать, если не получается справиться с собственными эмоциями?
Здесь включается то же правило, которое действует в самолете в случае разгерметизации салона: сначала надеваете “кислородную маску” на себя, потом - на ребенка. Переваливать на него собственные страхи, нервозность, отчаяние - не вариант. Он легко “считает” эти эмоции, даже если вы будете молчать. Если он чувствует, что мама сама в истерике, то его мир тоже рушится. Даже если вы действительно не знаете, что делать в сложившихся обстоятельствах, он должен верить, что вы со всем разберетесь и справитесь. Ему необходимо видеть, что вы уравновешены, ощущать вашу поддержку.
Поэтому приводите себя в более равновесное состояние всеми доступными способами. Для каждого они свои - от храма до салона красоты. Взаимодействуйте и разговаривайте с ребенком только тогда, когда ощущаете себя спокойно. Повторяйте как можно чаще: “Все хорошо, мы со всем разберемся, я тебя люблю”. Для ребенка, даже если ему больше 5-ти лет, главное не то, что происходит в стране, а то, что мама его любит.
Что делать, если занятия ребенка со специалистами стали невозможны по финансовым или другим причинам, например, мама не может отвезти его сама?
Проговорите эту ситуацию с ним. Обязательно предупредите, что временно не будет встреч с логопедом и т.д. Он должен быть к этому готов, тогда перенесет этот период гораздо проще. Не надо стараться из последних сил давать ему то, на что вы сейчас не способны, исходя из потребности быть “хорошей матерью”. Главное не испытывать при этом чувство вины - это самая разрушительная вещь в детско-родительских отношениях. Чтобы быть хорошей матерью, нужно оставаться в адекватном состоянии самой, а не обеспечивать ребенку весь набор активностей.
Старайтесь при этом больше внимания уделять тем простым вещам, к которым он привык, и поддержание которых не составляет для вас проблем. “Ничего не поменялось, у нас по-прежнему на завтрак яичница”, - будет означать: “Все хорошо, мир не рухнул”.